Аппетитные супчики из магазина

Эксперт по упаковке Антон Стиман выявил самые популярные решения в сегменте готовых первых блюд

Олег Абарников Upakovano.ru  18.05.2011

Антон Стиман, ведущий блога Best In Packaging на сайте Wordpress.com, изучил рынок готовых первых блюд и выявил ключевые тенденции его развития. Upakovano.ru предлагает читателям узнать, как развивается этот сегмент пищевого рынка и познакомиться с самыми актуальными упаковочными форматами для супов.

Сухие и жидкие

На сегодняшний день существует два вида промышленно производимых супов: сухие (в виде порошка) и жидкие. Сухие супы пользуются большой популярностью, в том числе и такая их разновидность, как бульонные кубики. Их очевидные преимущества — компактный формат и удобство приготовления. А также удобство потребления, ведь часто в качестве упаковки для таких продуктов выступает пластиковая чашка, из которой удобно есть даже на ходу — как говорится, просто добавь горячей воды.

Но есть у сухих супов существенный недостаток  — это всего лишь порошок. В сухом супе нет полноценных овощей, в лучшем случае их сублимированное подобие (кстати, зачастую на упаковке изображение этих ингредиентов гораздо более аппетитное, чем на самом деле). В нем нет и многих других составляющих, придающих супу очарование и полезность. Есть только вкус.

Упаковка сухих супов самая непритязательная — простые гибкие полимерные или комбинированные (полимер плюс бумага) пакеты, стаканы, а также завертка для кубиков. 



Жидкие супы — совершенно иной «мир», с гораздо более широким набором упаковочных решений. Жидкие супы, как правило, более густой консистенции, содержат кусочки овощей, мяса, курицы. Это не просто питьевой бульон, а полноценное готове блюдо, которое чаще всего нужно есть ложкой. Но предварительно следует нагреть на плите или в микроволновке. 

Жидкие супы поставляются в жестяных банках с крышками различных модификаций, в стаканах или чашках из разных типов пластмасс, в картонных коробках (в основном производства Tetra-Pak или SIG) и даже в гибких реторт-пакетах, чаще всего стоячих. 

Надежный, но тяжелый металл

На сегодняшний день существует два типа банок, которые используются для упаковки жидких супов. Первый, более распространенный формат, — банки  из трёх частей олова и двух частей стали или алюминиевой жести. Второй — оловянные банки, которые, как правило, нужно вскрывать механическим консервным ножом. 

Если говорить о потреблении, то данный вид упаковки является на самым привлекательным для потребителя. Банки достаточно тяжелы и их нельзя поместить в микроволновку для разогрева. Голодному потребителю сначала придется раздобыть кастрюлю или другую емкость для разогрева, а также тарелку и ложку, и лишь потом наслаждаться обедом. Классическим примером супов в банках является продукция фирмы Campbell.

Антон Стиман называет еще один существенный минус: консервные банки из алюминия и жести могут содержать слой с бисфенолом, что негативно влияет на рН-уровень супа. А многим потребителям, которые отрицательно относятся к бисфенолу, этот вид упаковки может категорически не подойти.

Великобритания подала пример...

В последние годы появилось много готовых к употреблению супов в полимерных стаканах или чашках. По утверждению Стимана, мода на них зародилась в Великобритании, где некоторое время назад продавать свежие, горячие супы в качестве альтернативы традиционным домашним обедам. Суп просто варился, хранился горячим в большой емкости и разливался по стаканчикам при покупке. Пластиковые стаканы для такого супа имели специальные картонные прокладки, чтобы защитить пальцы потребителя от ожога. В придачу к ним выдавались ложки. Человек уходил с горячей чашкой, закрытой крышкой, и с удовольствием вкушал готовое первое блюдо где-нибудь в кафе или в парке под деревом.

Это инициатива привлекла внимание некоторых производителей готовых блюд и они начали выпускать суп в полимерной упаковке, который при производстве пастеризуется (как минимум) или упаковывается стерильно, а затем поступает в розницу. Полимерные стаканы или чаши обычно конструируются таким образом, чтобы их можно было спокойно разогреть в микроволновой печи, поскольку суп продается в холодном состоянии.

Для пластиковой упаковки пастеризация —  наиболее приемлемый способ обработки продукта. Кстати, пастеризация гораздо меньше, чем стерилизация, влияет на вкус супа. Но пастеризованные супы не могут хранитьсятребуют определенной температуры, поэтому хранятся в магазинах в холодильных камерах или на охлаждаемых полках.

Надежный картон

Асептическая картонная упаковка, как правило, в виде коробки, все чаще и чаще использоуется для супа, так как обладает целый рядом достоинств. Она легка и удобна, плюс к тому длительное время хранится при комнатной температуре.

Если сравнивать стерилизацию и асептическую обработку, то наиболее прогрессивным методом считается именно «асептика»: благодаря щадящим условиям термического воздействия, позволяющего сохранить органолептические и вкусовые характеристики продукта.

Недостаток же картонной упаковки заключается в том, что она не приспособлена к разогреву в микроволновой печи, ведь между разными слоями картона присутствует фольга. Так что потребителю потребуется тарелка или какая-то другая емкость для разогрева, а также ножницы, чтобы вскрыть пакет, и ложка.

Стиман отмечает, что у компании Tetra Pack уже есть специальная упаковка, которая не содержит в себе слой из фольги, но пока ещё она не использовалась для упаковки супов — только для минеральной воды в Мексике и для соусов в США. Возможно, когда-нибудь она будет применяться и для готовых первыхблюд, однако это довольно сложно, покольку необходимо помнить о рН-уровнях и других параметров супа.

Легкие, гибкие,  теплолюбивые

Гибкие реторт-пакеты (чаще всего стоячие) — последний по порядку, но не по значимости упаковочный формат в рейтинге Стимана. При производстве супов в такой упаковке используются методы горячего розлива, пастеризации или стерилизации. 

Большинство стоячих суповых пакетов не приспособлены для разогрева в микроволновой печи. Однако существуют особые решения, когда в состав материала вносятся изменения, и их можно разогревать таким способом. Для вскрытия подобной упаковки потребителю могут понадобиться ножницы, кроме того, потребуется тарелка и ложка.

Кстати, пакет с супом можно, не раскрывая, легко разогреть просто в кастрюле с горячей водой. Это решение применимо и для других упаковочных форматов, но гибкие пакеты гораздо легче, чем картонные коробки или металлические банки, берут тепло от воды.

В заключении Антон Стиман делает вывод, что сейчас поиски разработчиков чаще сводятся не к новым формам для упаковки супа, а к созданию инновационных упаковочных материалов. И здесь основной путеводной звездой является экологичность, позволяющая производителю приобрести и укрепить свой «зелёный» имидж. Итак, в ближайшие годы фаворитами станут экологически чистые упаковочные материалы в сочетании с натуральными ингредиентами в составе продуктов. К сожалению, такие варианты не пойдут рука об руку с интересным дизайном, считает блоггер.

Примечание Upakovano.ru

Антон Стиман действительно рассказал о самых распространенных упаковочных форматах для готовых супов. Хотя на самом деле решений на рынке гораздо больше. Есть еще упаковка из фольги, например, алюминиевые пакеты для бульонов и супов под маркой Tonny. 

Еще один вариант — стеклянная банка. Возможно, кто-то скажет, что она не такая легкая, как реторт-пакет и не такая надежная, как металлическая упаковка. Зато ее можно использовать повторно или сдать на переработку. К тому же стекло дает производителю возможность показать всю красоту супа, если он действительно красив, с аппетитными кусочками овощей и яркой зеленью.

А как вам игривые, легкие и удобные для захвата рукой полимерные бутылки Cool Soup? Кстати, здесь производитель предлагает обойтись без ложки, а воспользоваться соломинкой. Оригинальный вариант, который, без сомнения, привлечет внимание молодежи и детей, которые зачастую не особенно жалуют такой продукт как суп. 

Что же касается несочетаемости экологичности и интересного дизайна, то и здесь есть, что добавить к мнению Стимана можно возразить. Как агрумент — разработанные для розничной сети Tesco лотки Use me. Автор этой концепции — британский студент-график Крис Кавилл.

Он придумал биоразлагаемые полимерные лотки для  супа, которые к тому же можно использовать повторно. Причем взял уже существующий у ритейлера контейнер для супа и преобразовал его в тару многоразового использования, просто добавив текстовые сообщения типа «Используй меня!» или «Положи сюда хлеб». Так что и у экологичной упаковки есть все шансы быть красивой.

Аппетитные супчики из магазина

Эксперт по упаковке Антон Стиман выявил самые популярные решения в сегменте готовых первых блюд

Скопируйте код в буфер обмена: Ctrl-C (или Command-C на Mac)

Другие новости: Ctrl стрелки вправо влево